Алипова Светлана Федоровна Старший научный сотрудник Высшей Школы международного бизнеса РАНХ и ГС при Президенте РФ.
Вице-президент Студии развития Лидерства.
Художественный руководитель Академического театра РАНХ.
Ведущий преподаватель, тренер на программах Факультета государственной службы: Повышение квалификации государственных служащих и кадрового резерва Правительства РФ.
Сертифицирован...

Содержание

- На плечах гигантов
- Энергетика
- Познай самого себя
- Самое сложное в жизни - понять себя

"Лидерство и обучение необходимы друг другу".  Джон Кеннеди.

Бесконечная тема лидерства продолжает волновать умы теоретиков и практиков менеджмента, педагогов бизнес-школ, психологов, писателей, режиссеров и всех, кто оказался в роли руководителя, так как от мастерства (таланта?) лидера зависит очень многое: результат деятельности, судьбы людей. Но больше всего этот вопрос волнует педагогов: как учить искусству влияния и воздействия на других людей. Какие навыки нужно отточить, чтобы быть более эффективным в управлении людьми? Как помочь человеку понять и познать себя, как инструмент влияния. Такая методика есть – это театральная педагогика, которая накопила огромный опыт обучения актеров, но пока является недоступной для людей других профессий.
На плечах гигантов

Моему педагогу по режиссуре профессору Семену Аркадьевичу Баркану сейчас 92 года. Он учился режиссуре и актерскому мастерству у А.Д. Попова, ученика К.С. Станиславского, 25 лет руководил цыганским театром «Ромэн». Ходят легенды о его таланте общения. Не было ни одного случая, когда бы он не смог договориться, добиться запланированного результата. Особенно все восхищались, как он общался с советскими чиновниками, организовывая заграничные поездки театра, отстаивая репертуарную политику и т.д. Мы спросили его, в чем секрет такого успеха. Он ответил: «Запомните, есть три составляющих успеха в общении: умение слушать, энергетика, понимание интереса другого».

С точки зрения таких авторов как Д. Гоулман и К.де Врис – все эти составляющие не что иное, как компоненты эмоционального интеллекта или эмоционального потенциала (EQ) личности. По их мнению, лучшими руководителями всегда будут эмоционально интеллектуальные лидеры, а навыки EQ не являются врожденными, эти способности можно развить.

Умение слушать. Основным элементом в развитии EQ является то, что часто называют умением «активно слушать». Для многих это трудная задача, часто даже труднее, чем говорить, потому что слушать это не просто молчать, а следить за развитием мысли собеседника. Слушать – значит сосредоточить первый план своего внутреннего внимания на мысли собеседника, а не на блужданиях своего ума. Слушать - значит прислушиваться к подтексту того, что говорится, а не прерывать собеседника, как только в голове появляется новая мысль. Слушать - значит услышать не только то, что хочется услышать. Можно ли этому научить? Ответ – ДА!

Энергетика

Станиславский показал, что излучаемая человеком энергетика, поглощается партнером и возвращается обратно. Таким образом, происходит энергетический взаимообмен. Чем больше это “излучение”, тем успешнее он может установить «эмоциональную антенну для восприятия другой человеческой души». В этом основа успеха в общении. Энергетические затраты актера вознаграждаются аплодисментами, эмоциональные затраты лидера в деловой жизни - это успешный результат общения и эффективность в достижении поставленных целей. Авторы идеи эмоционального лидерства структурировали понятие «энергетики», определили разные стили энергетического воздействия и назвали это лидерским репертуаром. Эффективные лидеры используют один или несколько стилей лидерства и искусно переключаются с одного на другой в зависимости от ситуации. Таких стилей шесть: идеалистический, обучающий, товарищеский, демократический, амбициозный и авторитарный. (Хочу обратить внимание, что авторитарный стиль стоит на последнем месте, для нашего читателя такая расстановка приоритетов непривычна). Четыре из шести стилей - идеалистический, обучающий, товарищеский и демократический – способны зажечь, воодушевить людей. Изучение глобальной базы данных о 3871 руководителей показало, что лидеры, использовавшие стили, получали более высокие финансовые результаты. Данные исследования позволили увидеть реальное воздействие того или иного стиля на организационный климат и на общую производительность.
 
Владение разными стилями энергетики - это владение своими эмоциями. Не всегда внутреннее состояние и настроение совпадают с внешними обстоятельствами. Как предупреждает корейская пословица: «Если в порыве злобы вы ударите по камню, вы повредите свою же ногу». Часто приходится скрывать свои чувства и «заводить» себя на противоположные эмоции, как говорил Дидро - «плакать слезами разума». Самоконтроль не позволяет чувствам диктовать свою волю, в случае же «утечки» негативных настроений возможны нежелательные последствия.

Умение понять свои чувства, способность переключаться на излучение нужной энергетики, влечет за собой чувствование других людей и способность управлять чужими эмоциями в интересах дела. Идеологи EQ называют это эмпатией, то есть способностью к сопереживанию или социальной чуткостью. Прислушиваясь к чувствам других людей, руководитель выберет соответствующее действие: он будет снимать страхи, успокаивать, снимать раздражением или разделять душевные порывы. Такие лидеры получают в свои руки мощную систему эмоционального управления. Нечуткость лидера является одной из главных причин ухода талантливых сотрудников.

Сопереживание в свою очередь ведет к умению увидеть ситуацию глазами других людей, а также понять их интерес. Особенно это важно в ситуации переговоров. Умение найти точки соприкосновения своего интереса и интереса партнера – это тот самый случай, когда переговорщики расстаются в состоянии win-win. Можно ли этому научиться? Ответ - ДА!

Познай самого себя (nosce-te ipsum)

Идея «внутреннего театра» принадлежит психоаналитику Лестеру Луборски из Филадельфии, он считал, что у каждого человека есть внутренний театральный сценарий жизни, на котором основывается наше поведение. Этот сценарий включает в себя мировоззрение, мировосприятие, ценности, устремления, ориентиры, понимание смысла жизни и своего призвания.

Само понятие театра подразумевает наличие автора, режиссера, актера(ов) сценического действия, энергетики, шоу, праздника, эмоционального подъема, вдохновения, музыки и многое другое. И все это должно заключаться в одном человеке.

Лидер, обладающий «внутренним театром», умеет создавать яркие образы, заставляющие людей действовать. Они хорошие рассказчики (story telling), умеют использовать метафору, иронию, вызвать улыбку. Вспомним как Владимир Путин, беседуя с английской журналисткой о цене за газ, попросил продать ему ее жемчужное ожерелье за 5 рублей (на самом деле оно стоило 500 фунтов). Журналистка растерялась и предложила подарить. После этого Путин серьезно ответил, что мы не будем продавать за бесценок то, что стоит дорого. После этой метафоры не было вопросов о том, почему Россия не хочет продавать газ дешевле.

В мире бизнеса примером использования символизма можно назвать Мэри Кей. По ее мнению она представляет «театр невзгод, надежды и успеха». Самые преуспевшие продавцы получали шубы, бриллианты и розовые Кадиллаки. Ее схема проста: 10% лучших получают Кадиллаки, 80% пытаются их получить, а 10% увольняют. Из мира драматургии примером театрального действия (воздействия) может быть поступок Паратова из «Бесприданницы», когда он бросил свою шубу в лужу под ноги Ларисы Огудаловой.

Это были примеры проявления внутреннего театра ярких людей из политики, бизнеса и литературы. Смелые, ошарашивающие поступки, яркие образы, оставляют эмоциональный след в душах зрителей и влияют на их поведение. Все это проявления эмоционального интеллекта человека.

«Самое сложное в жизни – понять себя»

Так говорили мудрецы. В обучении руководителей нужно сделать акцент на развитии и раскрытии эмоционального потенциала и, прежде всего, помочь познать себя как инструмент влияния и воздействия на других людей.

Опыт такого обучения уже есть. В подразделениях АНХ при Правительстве РФ на программах ВШМБ и ВШКУ стартовал новый курс «Эмоциональный интеллект руководителя». Этот курс является продолжением курса «Риторический арсенал лидера». Ведущие курса - автор статьи и профессор В.В. Кулешов.

 В основе обучения – методика театральных технологий. В содержании курса даются основы актерского мастерства, отработка разных стилей лидерского репертуара, действенный анализ общения.

Обучение строится на материалах из драматургии и литературы. Например, идеалистический стиль представлен монологом Остапа Бендера «Нью Васюки», авторитарный – монологом отца Джульетты, товарищеский – отрывком из дневника Достоевского. Образовательный результат – исполнение этих текстов в малых группах и затем перед всеми слушателями.

Дело в том, что, поняв себя в этой роли, срабатывает эмоциональная память, то есть тело и чувство запоминают энергетику и темперамент выражения нужной эмоции. И потом, в соответствующей ситуации можно разумом вызвать нужную энергетику через эмоциональную память.

Часто люди не понимают природу своего темперамента, а раз не понимают, то не могут управлять своими эмоциями. Но аудиторные занятия не позволяют выйти на другой образовательный результат – театральный показ. Такая игра в театр – самый лучший тренинг по развитию эмоционального интеллекта. Вот несколько высказываний участников.

«Тренинг по развитию эмоционального интеллекта - прекрасная возможность раскрыться, снять все эмоциональные блоки и зажимы, которые неизбежны в состоянии частого стресса и при напряженном темпе жизни».

«Это как эмоциональная зарядка, которая помогает освободиться от груза проблем. Ты начинаешь чувствовать себя свободнее, увереннее – выходишь из своего обычного состояния защиты\обороны, готовности к броску».

«Я уверена, что после занятий я стала более открытой, яркой в своем поведении и речи. Самое главное, что и окружающие чувствуют это. Начинается что-то вроде процесса притяжения людей к тебе – они чаще подходят с вопросами, просто с разговорами... Ты становишься более эмоциональным и открытым, а , значит, более интересным и привлекательным для окружающих».

«Прекрасно, что у меня появилась возможность отвлечься от повседневной работы и деловых проблем, и окунуться в мир театральных персонажей, открыть в себе новые грани характера, просто прикоснуться еще раз к потрясающим художественным произведениям. Это тоже дарит прекрасный эмоциональный заряд положительных эмоций».

«Было здорово, интересно, незабываемо!»

Алипова Светлана Федоровна