«Поэтами рождаются – ораторами становятся» (Цицерон)
«Умение общаться – это товар, за который я готов заплатить любые деньги» (Дж. Рокфеллер)

Дождались! Скорый поезд «Западный экспресс» сделал временную остановку на станции «Россия». Пункт назначения неясен, но есть подозрение, что это что-то заманчивое: цивилизация, глобализация, кооперация, рынок или попросту хорошая достойная жизнь. Свободных мест мало, но очень хочется. Некоторые успели купить билеты заранее, другие еще стоят в очереди, остальным же придется найти обходные пути или смотреть вслед уходящему поезду. Но нам к этому не привыкать. Сюжет известный. Но хочется о серьезных вещах поговорить серьезно.
В России, хотим мы этого или не хотим, произошли глобальные перемены прежде всего в экономической жизни. Появилось множество новых профессий, слов и понятий: логистика, менеджмент, маркетинг, корпоративные финансы, интеллектуальная собственность, риэлтерская деятельность, брэнд-менеджмент, PR. На телевидении реклама «правит бал». В бизнес-образовании (новое понятие! Раньше-то было проще: среднее и высшее) все хотят получить диплом МВА.
Главный источник информации - мировая сеть INTERNET: там можно решить личные проблемы, наладить деловые контакты, получить информацию из любых печатных источников, узнать мировые сплетни. Короче – весь мир у нас под рукой. Но в этой лавине технологических инноваций как-то потерялся сам человек, а миром правит не «коммуникация», а живое слово.
Сила ума и дар слова – главное отличие человека. Если задуматься над библейским «В начале было слово », то мы постигнем глубокий смысл: и силу молитвы, и силу проклятия, и силу оратора. Приходят к власти и сохраняют ее только личности. При помощи речи – вдохновляющей, убеждающей, зажигающей. Но сможем ли мы назвать хотя бы несколько имен, которые способны «глаголом жечь сердца людей?»
Умение словом повести за собой людей, мотивировать их к продуктивной, творческой работе – главное качество лидера - в политике, бизнесе, производстве. Чтобы поднять экономику, нам нужны лидеры, много лидеров. Поэтому не случайно в России сейчас растет интерес к риторике, которая возрождается после многих лет забвения.
Любые выборы – это политическая риторика и PR, в бизнесе – деловая риторика и тоже PR. Даже в домашней жизни есть риторика семейных отношений. Риторика это проявление наших мыслей, чувств, отношений, предубеждений, желаний. Добро и гармония создаются словом искренним, сказанным от души, «впопад».
Еще в начале 20 века, когда риторические традиции были живы, Чехов сетовал на то, что ораторское искусство у нас в совершенном загоне, что путь к любой карьере усыпан цветами красноречия, и уже тогда провозглашал, что для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать.
Риторика как искусство напрямую связана с идеологией, а, значит, властью. Правдивое, свободное слово всегда было в конфликте с властью. В России «поэт больше, чем поэт». Личным цензором Пушкина был сам царь. Радищев был сослан за «Путешествие из Петербурга в Москву»; чаадаевские рукописи, спрятанные им в книгах своей библиотеки, были обнаружены в 30-х годах и подготовлены к печати Д.С. Шаховским, за что он был арестован, а рукописи до сих пор хранятся в Пушкинском доме из-за их «реакционности».
С приходом большевистского режима в России были выведены из программ всех высших и средних учебных заведений курсы логики, риторики и этики, поскольку руководители нового «общества» прекрасно отдавали себе отчет в том, что они строят тоталитарное государство. Курс логики учит людей умению формулировать собственную точку зрения, а курс риторики учит делать эту точку зрения достоянием других людей, причем делать это убедительно и эффективно.
Это привело к тому, что люди, даже не понимают, что такое собственная точка зрения. Это прослеживается на всех уровнях развития общества. Например, и нынче генеральный тезис различных политических партий и движений в РФ звучит по смыслу единообразно – «Мы желаем процветания своему народу». Это в конечном итоге означает, что с идеологической точки зрения у нас нет политического плюрализма, а есть объединения по интересам вокруг отдельных персон.
В первом поколении после революции еще оставались обученные родители и бабушки с дедушками; во втором – остались только родители, в третьем – не осталось никого, кто мог бы выступить в качестве Учителя. Задача создания человека «социалистического типа» в третьем поколении была решена. Наше общество имеет мыслительный коммуникативный провал длинной в четыре поколения, что есть, может быть, главное трагическое наследие предыдущего режима.
В хрущевскую оттепель разрешили читать Достоевского, Пастернака, Цветаеву. В 70-е годы рукопись А.И. Солженицина хранилась в земле на даче у Ростроповичей. Машинистка, не выдержав давления ( или пыток?), рассказала о тайнике. Позже, не пережив предательства, она ушла из жизни. А Александра Исаевича ждали долгие годы ссылки.
Из истории риторики известно, что искусство красноречия возможно только в условиях демократии. Демократический город-полис Афины, а не Спарта, оставил нам наследие, которым «питаются» ораторы вот уже 2000 лет.
Раньше достаточно было повторять известные «истины», а сейчас нужно мыслить. Убеждать. Доказывать. Воздействовать. Все эти навыки, увы, не передаются по наследству: им нужно учиться.
А кто нас этому учил? Кто этим владеет? И вообще, возможно ли этому научиться? Вот вопросы, которые задают сейчас люди, состоявшиеся в жизни, бизнесе, политике. Они столкнулись с большими проблемами: нужно договориться с партнерами, представить себя и свой товар, завоевать электорат, в итоге – внушить доверие к себе и тем самым не только выжить, но и развиваться.
Исследования показывают, что совершенствование навыков общения начинается с самокоррекции. Нужно поставить себе диагноз в смысле эффективности воздействия на людей, проверить психологический тип воздействия ( могут быть люди иного плана) и улучшить «слабые звенья». Информационная насыщенность акта общения — это слова (примерно 10%), голос, интонация (примерно 40%), кинесика (мимика и жесты), на которую приходится 50%. Необходимо все навыки отрабатывать по отдельности.
Первый навык предполагает развитие и умение спонтанной речи, выбор слов и композицию (с учетом аргументации своих положений и рекомендаций). Второй — связан с голосовой техникой: постановкой голоса, его тембром, вариативностью и диапазоном. Третий — предполагает наблюдение над своим невербальным поведением (выбор подобающих ситуации жестов при сопровождении речи).
В настоящее время развивается общение по телефону. Эта профессия вакантна для многих возрастных групп и является очень привлекательной. Однако навыки общения с клиентом, которого ты не видишь, имеют свои ограничения и жесткие правила. Многие фирмы теряют клиентов именно из-за неудачного телефонного общения.
При росте продаж возникает проблема адаптации к агрессивным, «проблемным» клиентам. Сказывающаяся стрессовая ситуация существенно влияет на динамику продаж в худшую сторону. Умение налаживать контакт с такими клиентами требуют специальной подготовки.
Неумение вести дискуссию редко приводит к хорошим результатам. Для структуризации полемики по проблемным вопросам (при дефиците времени и различии участников) необходимо овладеть основами фасилитации. Фасилитация — это проведение дискуссии по актуальной проблеме, где в роли организатора дискуссии выступает внешний эксперт. Он управляет процессом обсуждения и стремится к достижению консенсусного решения в кратчайшее время.
Для корректировки личности (руководителя, менеджера или исполнителя) необходим курс обучения, который выявляет сильные стороны данного человека и закрепляет их в сознании с помощью театральных образов. Происходит расширение «комфортной зоны» человека: с помощью театральных методик осваиваются новые (иногда неожиданные) образы и роли.
В Америке и странах Запад это поняли раньше нас. В Слоунской школе бизнеса (Массачусетский технологический институт, США) будущие менеджеры и руководители высшего звена знакомятся с классической литературой и драматургией, чтобы понять себя и свою роль на публике. В школе бизнеса Колумбийского университета Джон Уитни читает курс «Шекспир и руководство». Знаменитое изречение «Весь мир - театр» постепенно находит признание в деловом мире как средство управления персоналом и взаимодействия с коллегами. Чтобы стать успешным лидером, надо уметь постоянно находиться «на сцене» в стрессовой ситуации. Здесь ты сам себе и режиссер, и сценарист, и костюмер и т.д..
Владение этими навыками предполагает способность изменяться с учетом ожиданий партнера, правильно его информировать без потери информации (известно, что «спускаемая вниз» информация на каждом этапе теряет 10% своей точности).
Коммуникативная гибкость менеджера требует специального развития. Особенно плодотворным может быть обучение молодежи через театрализацию отрабатываемых навыков. Игровая атмосфера, важность роли, ее публичное исполнение формируют личность гораздо быстрее, чем преобладающие на рынке деловые игры и кейсы.
Рынок уже давно отреагировал на эту потребность. Есть книги по искусству владеть собой, умению вести переговоры, деловую беседу, по работе с клиентом при прямом контакте и т.д. Большая часть – это переводы пособий американских и западных авторов. Многое из того, что там описано нам не подходит, потому что мы – другие.
Но кто из нас может сказать, что он овладел игрой на инструменте, бальными танцами, восточными единоборствами, медитацией, иностранным языком по самоучителю? Наверное, немногие. Остальным необходима практика под контролем педагога. Именно Учитель закладывает основы мастерства (технику, приемы, методы).
Опыт жизни Демосфена и всем известного Дейла Карнеги показывает, что красноречию, воздействию на людей с помощью слова можно научиться: и тот, и другой не обладали особыми данными, но волей и трудом добились успеха и даже оставили нам в наследство «руководство к действию». Жизнь постепенно берет свое: интерес к риторике возрождается.
В учебные заведения вернули «из ссылки» Риторику, Этику, Логику. Учитесь, господа студенты! Дерзайте! Мыслите!.. Счастливчики…А где этому учиться среднему и старшему поколению?
Надежда есть. Отличительная черта нашего времени - идея непрерывного образования. Теперь и взрослый человек может доучиться, переучиться и продолжить свой профессиональный рост. Система второго высшего образования и переквалификации набирает обороты.
На базе Дома актера открылась Академия риторики «Власть слова», в которой ведущие профессора России ведут тренинги-семинары для бизнесменов, политиков, юристов и представителей других публичных профессий.
Объединение академической профессуры с Домом актера не случайно. Помочь людям найти свою роль (амплуа, имидж), узнать и оценить себя, раскрыть свой эмоциональный интеллект, голосовые возможности – вот задачи, которые решает Академия риторики.
В Академии риторики через общение и обучение соединяются две параллели – мир бизнеса и мир искусства. Люди, двигающие экономику, получают духовную и нравственную подпитку от лучших представителей русской культуры, педагогики и науки. В этом мы видим особенность и путь развития русского бизнеса.
Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что главная задача нового времени — воспитание личностей. Личностей действенных, культурных, мыслящих, а, значит, и хорошо говорящих. Ибо, как известно, полнота мысли зависит от богатства творческой спонтанной речи.
«Импровизация – не что иное, как внезапное и произвольное открытие резервуара, называемого мозгом, но нужно, чтобы этот резервуар был полон». (В. Гюго)