В каждой профессии есть свои секреты мастерства, свой инструментарий. Лидер – это профессия или призвание? Это врожденное качество характера? Лидерами рождаются или становятся?
И то, и другое, а, может, и третье…. Но что можно сказать точно, так это то, что однажды, оказавшись на «пьедестале», получив власть принимать решения и управлять другими людьми, вы должны уметь управлять собой.
Есть только один путь успеха в эффективном управлении: самосовершенствование. Наступает момент, когда ресурсы интуиции, жизненного опыта исчерпаны, и надо идти учиться. Учиться управлять: собой, временем, другими людьми, межличностными отношениями.

Знаете ли вы, как звучит ваш голос? Как вы справляетесь со своими эмоциями? Чувствуете ли вы людей? Можете ли вы сознательно блокировать общение, а затем направить его в нужное русло? Как вы выступаете публично? Можете ли вы справиться с волнением? Как вы влияете на людей? Какими ресурсами влияния вы обладаете?
Публичный человек – это не то, что Я есть на самом деле. Если расшифровать с латыни слово publicuc, то получится, что лидер, которого можно условно назвать Homo Publicus это человек:
- общепринятый, угодный всем;
- культурный;
- волевой и харизматичный.

Во все времена людей волновал вопрос, почему одним лидерам удается вдохновить, пробудить чувства в сердцах, а другим нет. Как они это делают? Ответ есть: талантливое лидерство затрагивает эмоции. И инструментом воздействия является сам человек, его психофизика: его мысли (слово, голос), чувства (выражение эмоций), поступки (действие), взаимодействие с другими людьми (слушание, понимание, сопереживание) и, в конечном итоге, результативное воздействие.

Мы привыкли рассматривать эмоции как нечто личное, не поддающееся измерению. Но последние исследования в этой области показывают, что понимание роли эмоций и эффективное управление ими, ведут к улучшению результатов работы, лучшей трудовой дисциплине, более высокой мотивации и добросовестности в той «команде», где вы работаете.
Известные исторические лидеры, которые вершили судьбами миллионов, были одарены от природы силой воздействия: артистичностью, энергетикой, пассионарностью. Их не учили, они рождались.
Мы же поговорим о развитии лидерских компетенций в сфере управления собой и другими. В менеджменте это называется эмоциональным интеллектом (EQ).
Существует несколько определений эмоционального интеллекта, самое простое звучит так: EQ – это понимание того, что чувствуете вы и другие люди, знания о том, как это можно использовать.

Волшебная сила искусства.
До недавнего времени прерогативой воздействия на эмоциональную сферу человека было искусство: театр, кино, музыка, живопись, литература. Бизнес и искусство существовали раздельно.
Сегодня ярко выражена тенденция проникновения жанров искусства в разные производственные сферы: реклама, упаковка товара, дизайн корпоративного стиля, строительство, даже кулинария. Товар, услуга должны вызвать эмоцию у покупателя, товар должен понравиться. Это раньше люди нуждались в товарах, чтобы выжить. Сейчас наоборот: товары нуждаются в людях, чтобы выжить.
Продвижение торговых марок, завоевание рынка, завоевание лояльности клиентов зависит от человека, который этот товар предлагает. По данным статистики – 75% успеха продажи -это человек и 25% - товар. Значит, человек (продавец) воздействует на покупателя силой своей артистичности и энергетики. А это уже мастерство исполнителя, актерское мастерство. Одно дело написать слова (ты же еще и автор), другое дело – исполнить эти слова – ты и актер.
Один ведущий специалист три месяца не мог защитить проект, его все время отправляли на «доработку». После консультации с тренером (театральным режиссером), он блестяще защитил проект, получил инвестиции и повышение в карьере, при этом, не изменив ни одного слова в тексте выступления. Была изменена только манера подачи информации, добавлена энергетика, он сменил манеру подачи информации.
Публичный человек – это личность, владеющая секретами мастерства воздействия. Успех состоит из тысячи мелочей. Можно ли этому научить? Можно помочь раскрыть эти способности, так как они есть у каждого.
Сцена — это первоклассный тренинг выступления перед аудиторией. Нельзя говорить невнятно — тебя не поймут. Недопустимо говорить тихо — тебя должна услышать даже галерка. Именно поэтому особое внимание должно уделяться голосу, его полетности и тембру. К.С. Станиславский показал, что излучаемый артистом “эмоциональный ток”, поглощается и оценивается его партнером. Чем больше это “излучение”, тем большей психологической мощью (энергетикой) обладает человек. В этом основа успеха и на сцене, и в жизни.

В АНХ при Правительстве РФ на разных программах МВА уже сейчас большой популярностью пользуется курс «Риторический арсенал лидера», а в 2006-2007 учебном году открылся курс по выбору «Развитие EQ через бизнес-театр (исполнительское мастерство)». Используя театральные технологии, тренеры-педагоги помогают слушателям раскрыться в проявлениях эмоций, в работе над имиджем, речевой выразительности. В курсе используются классические материалы из драматургии и литературы.

Международный опыт показывает, что подобный курс является украшением бизнес-образования. В первоклассных зарубежных бизнес-школах, так, например, в Гарвардском университете уже более 20 лет классическая драматургия является учебным материалом.
Также в университете IESE (Барселона, Испания) используется классика. Брайан Леггетт (Brian Leggett), помощник профессора по управлению людьми в организациях, говорит: "Пьесы Шекспира затрагивают многие аспекты человеческого поведения и легко могут быть отнесены к поведению людей в современных бизнес-корпорациях".
Йо Оустон (Jo Ouston), специалист по развитию менеджмента из Лондона, считает, что лучшие лидеры учатся "затрагивать сердца и разум" людей, с которыми они работают. "Обладателям степени МВА следует снять маску интеллектуальности и максимально использовать потенциал своего физического присутствия, голоса и энергии для общения, чтобы каждый чувствовал свое непосредственное участие", - говорит она.
Что наша жизнь? Игра…
Эта мысль кажется уже банальной, но многие согласятся с ней. Действительно, нам приходится играть множество ролей – дома, на работе, не всегда успешно. Играем, как можем. Одни больше одарены актерскими способностями, другие – меньше.
Театр – это площадка, где действуют не люди, а персоны. А персона – это маска, личина, роль. Чем больше у персоны масок, тем более гибко и успешно происходит общение.
В бизнес-театре человек может попробовать разные маски без риска для своей репутации, расширив тем самым, диапазон воздействия на людей.

Идея отработки лидерских компетенций и расширения лидерского репертуара через актерскую игру носится в воздухе. Играя образы известных харизматических героев, вы открываете в себе новые возможности и краски: разные стили общения, другую пластику, голос, взгляд. Обучающийся учится фиксировать верно найденный тон, жест, учится вызывать в себе нужные эмоции, то есть управлять ими. Он будет знать как он смотрится со стороны и какое воздействие при этом оказывает. Все это дает знание себя. Но не только. Актер, играющий образ, расширяет границы своего «я».

В подобном тренинге предполагаются образы-персонажи, которые будут играть участники.

1. Правители, известные герои литературы, драматургии и истории:
Борис Годунов, Иван Грозный, Наполеон, кардинал Ришелье, Людовик 14, Скупой рыцарь, Ричард 3, Клавдий, Король Лир, Макбет, Цезарь, Брут, Отелло.

2. Женские образы, героини, соблазнительницы, волевые – Клеопатра, леди Макбет, Екатерина 2, Миледи, Мария Стюарт, королева Елизавета, ЖаннаДарк, Настасья Филипповна , Катарина (Укрощение строптивой), Васса Железнова

3. Великие любовники – Дон Жуаны (Пушкина, Мольера, Алексея Толстого),
Казанова.

4. Великие аферисты – Остап Бендер, Кречинский, Паратов, Хлестаков

В отличие от профессиональных актеров, у которых есть текст автора, режиссер и исполнительское мастерство, деловой человек вынужден совмещать в себе и автора (владение речью), и режиссера (выстраивать свое поведение с заданной целью) и актера (т.е. уметь исполнить роль).

Участники тренинга получат пищу для размышления и обойму приемов эмоционального воздействия на людей. Знания и полученные навыки повышают статус участников как публичных людей, дают им действенные инструменты влияния на других людей.

Москва, февраль 2007