"Найти людей, которые одновременно могут быть и предпринимателями, и традиционными лидерами – постоянная проблема... Найти их – фундаментальная задача в любой компании, которая хочет расти."
– Роджер Аккерман, Исполнительный директор, Corning, фирмы, входящей в Fortune 50


Современный мир характеризуется глобализацией и высокой скоростью изменений: появление новых глобальных рынков, глобальной конкуренции, появление новых отраслей и отмирание старых, увеличение скорости потока информации, изменения во вкусах и желаниях покупателей, появление новых знаний. Неизбежность этих изменений и необходимость в адаптации к ним требует от предприятий применения инновационных стратегий – стратегий, отличающихся своей новизной и требующих творческого подхода, обеспечивающих новое качество производства и менеджмента.

Известно, что движущей силой инноваций являются люди и корпоративная культура. Предприятия, использующие инновационные стратегии отличаются плоской организационной структурой, вдохновляющей корпоративной культурой, они фокусируются на возможностях. Причина успеха таких компаний — в нестандартном подходе к стандартным проблемам.

Предприятиям, которые только встают на инновационный путь развития сложнее. Корпоративная культура сформирована, люди приспособлены работать в этой культуре. Проблема традиционного лидера в таких предприятиях в том, что он часто бывает заложником видения акционеров или топ-менеджеров, которые часто оказываются неспособным и неготовым заниматься инновациями. Лидер в компании с инновационными стратегиями всегда готов начать рискованные бизнес-проекты. Традиционные лидеры не готовы к этому. Им не дает «дышать» корпоративная культура, которая опирается на краткосрочные показатели и не допускает наличие ошибок. В такой ситуации нужны лидеры, которые одновременно могут быть и предпринимателями, и традиционными лидерами, лидеры которые смогут соблюсти баланс между новыми идеями и текущими приоритетами.

Почему необходимы лидеры-предприниматели?

Во-первых, предприимчивый лидер смотрит на себя как на предпринимателя и руководит бизнесом как собственным. В отличие от традиционного лидера он играет критическую, а не просто важную роль в компании.
Во-вторых, лидер, как и предприниматель должен уметь мыслить нестандартно, иметь «свежий взгляд» на привычную реальность.

Если лидер должен обладать качествами предпринимателя, то может быть сам предприниматель может реализовать инновационные стратегии?

Может, но не всегда. И тому есть много жизненных примеров. Рассмотрим проект, который еще совсем недавно пытались реализовать в Подмосковье. На территории загородного отеля началось строительство апартаментов, владельцы которых могут их сдавать и получать за это арендную плату, а могут в них жить, пользуясь услугами отеля. Такой собственный загородный курорт. Идея хорошая, актуальная, но бизнес пришлось продать. Почему? Предприниматель не смог создать правильное видение и донести его до своих сотрудников, а главное, не смог создать слаженную команду и ей доверять.

Какие же качества, кроме вышеперечисленных, необходимы лидеру для реализации инновационных стратегий? Какие лидеры приводят компании к успеху?

Лидер-предприниматель берет на себя инициативу. Имея желание победить, он нацелен на активные действия и достижение результатов. Он создает четкое видение для своих сотрудников и знает, куда он ведет свою команду. Он создает в любой компании атмосферу малого предприятия, где царит неформальная обстановка, где каждый знает, что его идеи услышат и оценят по достоинству. Это человек, который может объяснить каждому члену команды ценности компании и присоединить их вместе, то есть некий коммуникатор.

Лидер-предприниматель должен быть не просто лидером. Он должен быть фантазером, генератором идей, уметь экспериментировать. Лидер должен обладать навыками наставничества и посредничества – он должен вовлекать в инновационный процесс своих подчиненных и вести их за собой, поощрять и помогать сотрудничеству разных функциональных подразделений. Он должен развивать уверенность сотрудников в своих силах и внедрять положительный опыт инноваций.

Это креативная личность, которая думает и ведет себя по-другому, ломает стереотипы и правила и создает новые направления в бизнесе, новые ниши, новые инновационные ценности – ценности потребителя. Для такого лидера нет понятия - «это невозможно». Если все плывут по течению, то он плывет против, если все плывут в алом океане, он плывет в голубом – вот его подход.,

Есть ли примеры предприимчивого лидерства на российских предприятиях?

Да, есть. Но очень мало. Как правило, на предприятиях работают менеджеры, которые подавляют инициативу, либо не отвечают «взаимностью». В моей жизни есть очень интересный человек. Это женщина-руководитель, которая создала команду лет 10 назад и до сих пор почти все игроки этой команды работают вместе. Этот руководитель обладает всеми качествами предпринимательского лидера. В ее коллективе создана атмосфера творческого хаоса. Этот коллектив умеет не только ударно работать, но и ударно отдыхать. Если бы вы видели, какие инсценировки они ставят на корпоративных вечерах – настоящее шоу Бенни Хилла. Такому руководителю не нужно заказывать стандартные тимбилдинги на стороне. Она прекрасно справляется с этой задачей сама, потому что этот руководитель обладает высоким эмоциональным интеллектом и тонко чувствует потребности своего персонала.

Казалось бы, компаниям нужны лидеры-предприниматели. Их приглашают, ожидая грандиозных изменений, прорыва, но ничего не происходит, ситуация не меняется. Почему? Проблема часто кроется в самом собственнике, который ставит ограничения, условия, боясь потерять контроль над ситуацией, кроме этого ему мешает собственное ограниченное видение лидерства. И, несмотря на то, что лидер-предприниматель обладает огромной энергией, ему очень трудно работать в рамках классической корпоративной культуры. Такие люди либо сгорают, либо уходят. Перемены в компаниях возможны только в случае, если их поддерживает сам собственник. Поэтому, если предприниматель хочет создать компанию-лидера, ему следует либо отпустить ситуацию и дать возможность другим творить и вершить бизнес, либо самому стать лидером и вести команду за собой.

Те компании, которые раньше поймут необходимость в предпринимательском лидерстве, будут всегда на шаг впереди своих коллег.

Автор: Соболева Ольга