В настоящее время люди много говорят о лидерстве и его природе, о лидерах и присущих им качествах. Изучив данные понятия в словарях по психологии, можно сказать, что под лидерством понимается процесс, в ходе которого одни члены группы (лидеры) организуют, направляют и ведут за собой всех остальных членов к достижению конкретной общей цели. Мне же очень нравится фраза Дуайта Д. Эйзенхауэра, который определил лидерство именно как искусство побуждать людей делать то, что тебе нужно, причем делать это с желанием. Я полностью согласна с данным утверждением, так как считаю, что мало просто побудить людей делать что-либо (с этим может справиться любой хороший специалист по мотивированию людей или руководитель, причем побуждение может осуществляться с помощью различных инструментов, как позитивных, так и негативных). В соответствии с общей психологии давно известно, что если человек делает свою работу с желанием, воодушевлением и энтузиазмом, то он добьется более высоких результатов и будет выполнять свои функции более эффективно. Именно в этом и состоит очень важное отличие простого руководителя от лидера, который, благодаря своей личности и харизме, вселяет в человека уверенность и желание решать определенные задачи.
Так кого же мы можем называть лидером, и какими отличительными качествами он обладает? Если бы меня попросили, не задумываясь, быстро привести примеры известных мне лидеров в современном бизнесе, то мне на ум моментально пришло бы два имени: Стив Джобс и Джек Уэлч. Почему именно их? Я считаю этих людей настоящими профессионалами своего дела, которые смогли создать в своих компаниях успешную корпоративную культуру, своеобразную душу организации, которой так не хватает многим компаниям в настоящее время. Они сумели сплотить сотрудников компании и направить их деятельность в нужное русло, воодушевить их и развить чувство преданности своему делу. Что в свою очередь позволило им вывести свои компании на лидерские позиции в своем секторе рынка, предвидя его тенденции и осуществляя соответствующие изменения, и подарить обществу то, в чем оно нуждалось.
Какими же качествами обладают эти два человека? Стив Джобс являлся настоящим, на мой взгляд, непревзойденным лидером инноваций, который сумел предвидеть будущее, настоять на своем и претворить в жизнь свое видение даже тогда, когда мало кто считал его изобретения успешными и нужными потребителю. И каков же результат? Сегодня каждый человек знает компанию Apple, практически каждый человек пользуется продуктами компании Apple и мы не мыслим своей жизни без персонального компьютера. Нередко можно услышать фразу, что «Apple – это стиль, философия жизни людей, а не просто технологии и продукты». А ведь немногие компании добиваются такого признания у общественности! Также Стив Джобс обладал удивительными ораторскими способностями, чему можно убедиться, просто просмотрев записи презентаций новых продуктов компании: как он контактировал с аудиторий и какое влияние на нее оказывал (что можно просто проследить по реакции блоггеров на его речь). Также одними из самых ярких черт Джобса являются его сила воли, его страсть к своему делу и умение воодушевлять всех вокруг себя, способность не падать духом, упасть, смело встать и двигаться дальше, чтобы не случилось. Не смотря на то, что его уволили из собственной корпорации, не смотря на проблемы со здоровьем, он сумел выстоять, собраться с силами и двигаться дальше, на что, согласитесь, не каждый человек способен. Как результат, прекрасная анимационная компания «Pixar», которая радует нас яркими, красочными фильмами и по сей день, и компания «NeXT», чья технология стала «сердцем» возрождения «Apple» после кризиса.
Что касается Джека Уэлча, то его можно охарактеризовать как очень волевого, амбициозного, энергичного, прямолинейного, а иногда даже жесткого, инициативного и целеустремленного человека, который может видеть потенциал в проекте и смело реализовывать свои идеи. Уэлч отличается уверенность в себе и в своих силах и способностью вселять ее в других, способность идти на риск и осуществлять необходимые перемены, брать на себя ответственность. Джек Уэлч осуществил революцию в GE, предполагающую внедрение инноваций и постоянный поиск новых возможностей для развития бизнеса, что означало объявление «войны старым способам ведения бизнеса и создание компании заново сверху донизу». Таким образом, Джек Уэлч придал своей компании гибкость и вдохновляющую корпоративную культуру. Он увидел, что окружение меняется с высокой скоростью, и, чтобы выжить и преуспеть в новой экономике, фирма должна быть гибкой, инновационной, быстрой и уметь наделять сотрудников полномочиями. К сожалению, после его ухода из компании, она стала постепенно «угасать» и для нее наступил кризис, что свидетельствует о том, что новый руководитель не смог стать лидером GE.
Итак, далее четко определим те компетенции, которыми должен обладать лидер нового поколения.
Во-первых, лидер должен уметь сформировать свое видение бизнеса и цели, а самое главное, в понятной форме донести их до своих сотрудников. Ни одна компания не сможет добиться высоких результатов, пока ее члены не понимают, не разделяют и не принимают их.
Во-вторых, для того чтобы сотрудники принимали видение лидера, он должен уметь наладить с ними контакт, то есть лидер должен обладать даром убеждения и развитыми ораторскими способностями.
В-третьих, лидер должен способствовать осуществлению перемен. Чтобы добиться успеха в современном быстроменяющемся мире, лидер должен либо сам инициировать изменения, предвидя будущие тенденции, либо осуществлять изменения, адаптируюсь к новым условиям и требованиям рынка при их наступлении. Как говорят, «успешные фирмы распознают эти перемены. Очень успешные фирмы их ожидают». Но, для успешного проведения изменений лидер должен донести их смысл до сотрудников, объяснить их необходимость и создать в компании философию приверженности к переменам (то есть, что перемены – это благо, источник возможностей которое позволит компании расти, развиваться и преуспевать). Ведь сопротивление им может стать серьезной проблемой для организации, что существенно снизит ее эффективность. Сюда же можно отнести такое качество как инициативность, что связано с постоянным поиском новых возможностей и их успешное использование.
В-четвертых, лидер должен брать на себя ответственность (не только за себя, но и за свою команду) и не бояться ее, уметь распознать возможности и потенциал в чем-либо и реализовать их, идти на риск, учиться на ошибках и использовать их как «ступеньку на пути к успеху и стратегическому достижению». Лидер должен быть уверен в себе и вселять ее в своих сотрудников. Если он искренне верит во что-либо и считает это успешным, лидер должен настоять на своем, создавая прорывные направления в бизнесе. По признанию таких известных лидеров инноваций, как Стив Джобс, Майкл Делл, Джек Уэлч и многих других, чаще всего в своей жизни они слышали от традиционных бизнесменов, инвесторов и консультантов, что «это невозможно сделать». И, тем не менее, они шли наперекор традиционной логике и делали революционные прорывы и побеждали, становясь лидерами на рынке на глазах у изумленных конкурентов.
В-пятых, лидер должен уметь создавать эффективные команды, сплачивать людей, воодушевлять их, «заряжать» их энтузиазмом и вызывать их интерес к общему делу, создавать условия для свободной реализации способностей, способствовать их развитию и самосовершенствованию. Необходимо, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя нужным и значимым в компании, что является непосредственной задачей современного лидера.
Я считаю, что именно такими качествами должен обладать современный лидер, чтобы привести свою команду, компанию к успеху и выйти на первые, лидерские позиции на рынке.

Автор: Скляренко Галина Александровна